• +7 (47363) 5-91-82
Подгорное, Школьная ул, 12

Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и пропаганде здорового образа жизни



Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни

Положение о Совете профилактики

План работы

Календарный план

Памятки и рекомендации

ПРОГРАММА Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Программа по профилактике суицидов 2018 - 2019

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА

         Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

 

  • Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

 

        Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

 

      Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

      Для этого:

      - расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

      - придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

      - помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

 Полезная информация

«Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи (бесплатно, круглосуточно)   8-800-2000-122

 

Рекомендации родителям по профилактике подростковых суицидов

 

Что необходимо знать родителям детей и подростков:

 

Почему ребенок решается на самоубийство?

-   нуждается в любви и помощи;

-   чувствует себя никому не нужным;

-   не может сам разрешить сложную ситуацию;

-   накопилось множество нерешенных проблем;

-   боится наказания;

-   хочет отомстить обидчикам;

-   хочет получить кого-то или что-то;

  В группе риска – подростки, у которых:

-   сложная семейная ситуация;

-   проблемы в учебе;

-   мало друзей;

-   нет устойчивых интересов, хобби;

-   перенесли тяжелую утрату;

-   семейная история суицида;

-   склонность к депрессиям;

-   употребляющие алкоголь, наркотики;

-   ссора с любимой девушкой или парнем;

-   жертвы насилия;

-   попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

 

Признаки суицида:

-   угрожает покончить с собой;

-   отмечается резкая смена настроения;

-   раздает любимые вещи;

-   «приводит свои дела в порядок»;

-   становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;

-   живет на грани риска, не бережет себя;

-   утратил самоуважение.

-    

Что Вы можете сделать?

-   будьте внимательны к своему ребенку;

-   умейте показывать свою любовь к нему;

-   откровенно разговаривайте с ним;

-   умейте слушать ребенка;

-   не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;

-   не оставляйте ребенка один на один с проблемой;

-   предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;

-   вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;

-   привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;

 

-   обратитесь за помощью к специалистам.

 

Чего нельзя делать?

-   нельзя читать нотации;

-   не игнорируйте человека, его желание получить внимание;

-   не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;

-   не спорьте;

-   не предлагайте неоправданных утешений;

-   не смейтесь над подростком.

  Советы внимательным и любящим родителям:

-   показывайте ребенку, что вы его любите;

-   чаще обнимайте и целуйте;

-   поддерживайте в сложных ситуациях;

-   учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

-   вселяйте  в него уверенность в себе;

-   помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.

  Эти слова ласкают душу ребенка…

-   Ты самый любимый!

-   Ты очень много можешь!

-   Спасибо!

-   Что бы мы без тебя делали!

-   Иди ко мне!

-   Садись с нами!

-   Расскажи мне, что с тобой?

-   Я помогу тебе…

-   Я радуюсь твоим успехам!

-   Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

-   Как хорошо, что ты у нас есть!

 

Памятка

по профилактике суицидального поведения подростков.

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая - это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь - это непоправимая трагедия.

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.  Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

Причины подростковых самоубийств:

  • Проблемы и конфликты в семье.
  • Насилие в семье.
  • Несчастная любовь.
  • Подражание кумирам или из чувства коллективизма.
  • Потеря родственников и близких.

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку:

  1. Подберите ключи к разгадке суицида,
  2. Примите суицидента как личность.
  3. Установите заботливые взаимоотношения.
  4. Не спорьте.
  5. Будьте внимательным слушателем
  6. Задавайте вопросы.
  7. Не предлагайте неоправданных утешений.
  8. Предложите конструктивные подходы.
  9. Вселяйте надежду.
  10. Оцените степень риска самоубийства.
  11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
  12. Обратитесь за помощью к специалистам.
  13. Важность сохранения заботы и поддержки

 Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

  • перемены в поведении - уединение, рискованное поведение;
  • проблемы в учёбе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
  • признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
  • чувства вины, потеря интереса;
  • устные заявления - «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
  • темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к

                             оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;

  • вызывающая одежда;
  • предыдущая суицидальная попытка;
  • подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
  • сексуальное или физическое злоупотребление;
  • употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
  • неожиданная беременность;
  • наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

 Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Заблуждение 2.  Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей,"склонных к самоубийству"

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

 

Признаки готовящего самоубийства.

  • Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.  
  • Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  • Внешняя удовлетворённость - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  •  Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • Словесные указания или угрозы.
  • Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • Потеря близкого человека.
  • Уход из дома.
  • Бессонница.

Самоубийство ребёнка

часто бывает полной неожиданностью для родителей.

Помните, дети решаются на это внезапно!